Главная Общество Реализация принципов государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании Володарского муниципального района
28.08.2014
Просмотров: 1635, комментариев: 0

Реализация принципов государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании Володарского муниципального района

Миронова. Отдел образования. Володарский район

В Законе Российской Федерации 1992 года «Об образовании» в ст. 2 был провозглашен один из принципов государственной политики в области образования – «демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений». Под государственно-общественным управлением образованием целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность органов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.

В Федеральном Законе №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» нет термина «государственно-общественное управление», поэтому возникает иллюзия, что принципы демократичного характера управления образованием сворачиваются. На самом деле это не так: статья 26 Федерального закона открывает очень широкий простор для дальнейшего развития данной формы, провозглашая, что «Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности», что, по сути, является государственно-общественной формой управления образованием. В государственной Программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы в качест-ве основных выделены задачи, отражающие принципы взаимодействия государства и общества в управлении образованием – это подотчетность системы образования перед обществом и создание современной системы оценки качества образования.

Управление образованием на муниципальном уровне осуществляют органы местного самоуправления, на школьном уровне – директор. Коллегиальные органы управления на муниципальном уровне законодатель не обозначил, оставил свободу выбора за муниципалитетами. Коллегиальные органы школьного уровня и их компетенции прописаны в 26 статье ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Государственно-общественное управление образованием как система в нашем районе начала складываться два года назад. Цель нашей деятельности: к концу 2015 года создать муниципальную систему государственно-общественного управления образованием в Володарском муниципальном районе. Для того, чтобы государственно-общественное управление (ГОУ) стало действующей и эффективной формой управления, необходимо представлять и развивать его как систему. Система ГОУ включает в себя органы государственного управления, всех участников образовательного процесса, их органы управления, нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность, процедуры и механизмы взаимодействия.

В своей работе по созданию муниципальной модели государственно-общественного управления образованием мы руководствовались тем, что модель должна соответствовать определённым требованиям, принципам и признакам демократического управления.

К основным принципам государственно-общественного управления образованием относятся принципы законности, открытости и гласности, принципы рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления образовательными системами. Организационная модель ГОУ образованием в нашем районе – это целый ряд государственных и общественных органов, которые позволяют вовлечь в управление образованием представителей общественности и участников образовательного процесса.

В соответствии с законодательством Российской Федерации администрация района решает вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. Более 55% бюджета района ежегодно составляют расходы на образование.

Постоянное и пристальное внимание администрация района уделяет выполнению Указов Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в части повышения заработной платы педагогическим работникам учреждений образования.

Управление образования выдерживает установленный Министерством образования уровень заработной платы. Володарский район находится в первой десятке районов области по уровню заработной платы педработников.

В районе разработано 17 муниципальных программ. О ходе реализации всех муниципальных программ Управление образования отчитывается перед депутатами Земского собрания.

Районная образовательная конференция, районная педагогическая конференция, совет Управления образования, экспертно-методический совет, районная ученическая конференция, районный совет старшеклассников, собрание родительского актива района обеспечивают широкое участие представителей общественности в управлении образованием и, как следствие, открытость деятельности и взаимодействие всех субъектов ГОУ образованием в районе.

Открытость работы органов местного самоуправления района обеспечивается через взаимодействие всех его субъектов, официальные сайты администрации и Управления образования, сотрудничество с редакцией районной газеты «Знамя», организацию «горячих линий» по различным вопросам образования, а также через проведение встреч руководителей района и работников Управления образования с населением и участниками образовательного процесса.

Ключевым элементом общественного управления образованием на муниципальном уровне является районная образовательная конференция, которая, по положению, собирается не реже одного раза в год. Так, на районной образовательной конференции в конце января 2014 года был заслушан и принят Публичный отчет «О деятельности Управления образования Володарского муниципального района», избран Общественный совет по формированию независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций Володарского муниципального района. Публичному отчету Управления образования мы отводим особое место и значение в обеспечении открытости и доступности информации о деятельности системы образования в районе. По итогам обсуждения на конференции доклад был доработан и размещен на официальном сайте Управления образования.

Общественный совет в соответствии с Положением провел три заседания, на которых были рассмотрены вопросы, касающиеся качества работы образовательных организаций.

В целях оказания поддержки педагогических инициатив, стимулирования дальнейшего развития муниципальных образовательных организаций, в районе создан экспертно-методический совет, в который входят лучшие педагоги района, опытные методисты и специалисты Управления образования. Данный совет является ядром инновационной и экспериментальной деятельности. Экспертно-методический совет успешно координирует реализацию сетевых проектов: «Проектирование образовательного пространства «новой школы», «Проектирование воспитательной системы в условиях ФГОС», «Сдадим ЕГЭ успешно», проводит экспертизу рабочих программ, рабочих тетрадей, разработанных педагогами района, много внимания уделяет методической поддержке и распространению лучшего педагогического опыта.

Активно в последние годы работает собрание родительского актива района. В собрание входят представители всех общеобразовательных организаций района, они избираются ежегодно в начале учебного года на заседаниях общешкольных родительских комитетов.

Члены собрания проводят разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) и обучающихся образовательных организаций об их правах и обязанностях, оказывают содействие в проведении общешкольных и районных мероприятий, совместно со специалистами Управления образования участвуют в мониторинге качества питания обучающихся, медицинского обслуживания учащихся школ и воспитанников детских садов.

Набирает социальный вес и значимость районный совет старшеклассников. В 2013-2014 учебном году районный совет старшеклассников успешно реализовал ряд социальных проектов, например, «САУС-2013», «День ученического самоуправления в администрации Володарского района», «Молодежный педагогический отряд Володарского муниципального района «Ориентир». По предложению совета старшеклассников был создан отряд из тридцати пяти старшеклассников, который прошел обучение по вопросам организации досуговой деятельности младших школьников. Районный совет старшеклассников принял участие в областном смотре-конкурсе районных и городских советов старшеклассников и в девятом областном молодёжном форуме «Время жить в России». Члены отряда помогают педагогам в пришкольных лагерях, в организации работы разновозрастных отрядов и дворовых команд.

В своей работе мы используем самые разнообразные форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием. Это собрания, конференции, деловые игры, обучающие семинары. Полезным и результативным следует признать ежегодный форум «Выпускник-абитуриент», в котором принимают участие учащиеся 10-11 классов школ района, их родители, педагоги, представители вузов Нижегородской области, Центра занятости населения, работники Управления образования. Интересно в декабре прошлого года на базе детского оздоровительно-образовательного Центра «Энергетик» прошли трехдневные сборы актива ученического самоуправления района, а в апреле 2014 года – смотр органов ученического самоуправления школ.

Активно и целенаправленно развивается государственно-общественная форма управления на уровне образовательных организаций. Школы №48,52,58 являются областными площадками экспериментальной работы Нижегородского института развития образования по теме «Возможности государственно-общественного управления образованием в формате новой государственной политики», в образовательных организациях идёт процесс построения системы ГОУ в соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основными формами партнерства в управлении являются советы образовательных организаций, управляющий совет, педагогические советы, наблюдательные советы, родительские комитеты.

Однако процесс демократизации управления в школах проходит неравномерно: в отдельных образовательных организациях государственно-общественное управление находится на стадии становления.

Среди причин, затрудняющих развитие форм государственно-общественного управления образовательными организациями, можно выделить недостаточный уровень профессиональной подготовки по вопросам демократического управления образовательным учреждением, безынициативность некоторых родителей и незаинтересованность части педагогов в развитии профессионального самоуправления. Над этим предстоит большая и целенаправленная работа.

М. Миронова, ведущий специалист Управления образования.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031